якобинская вышивка

На русском языке издано так мало книг о якобинской вышивке, если не считать прекрасное «Искусство якобинской вышивки» Хейзел Бломкамп (на которую тоже непременно будет обзор), что волей-неволей придется осваивать англоязычную литературу, которая в этом плане бесконечно богаче и разнообразнее.

Если вы впервые сталкиваетесь с таким понятием как якобинская вышивка или крюил, рекомендую сначала ознакомиться со статьей об этом виде рукоделия.

якобинская вышивка

Мне попалось на глаза очень любопытное издание 1900 года от лондонской фирмы Penelope. Как мне удалось выяснить, некогда Penelope была крупной фирмой, выпускавшей не только свою линейку шерстяных ниток для крюила, но и отдельные дизайны, готовые наборы для вышивки различных видов, а также разнообразные книги, журналы и брошюры о вышивке. Что с этой компанией стало за минувший век, сказать сложно – даже эту немногочисленную информацию пришлось собирать по крупицам, но, судя по всему, она давно закрылась.

Книга, о которой сегодня пойдет речь, «Якобинская вышивка и традиционные дизайны», скорее, тянет на брошюру – всего 40 страниц. Но они определенно доставят удовольствие любителям прекрасного! Все представленные в книге дизайны – исторические, это не разработки фирмы Penelope, а оригинальные узоры.

Почему важно читать книги и внимательно изучать готовую вышивку? Огромная часть образования художника состоит в подробном и вдумчивом изучении художественного наследия прошлого, как минимум, посещения галерей, копирования для лучшего понимания использованных техник и так далее. Вышивальщица и в этом смысле ничем не отличается от художника: рассматривая чужие работы, вы впитываете в себя композицию, цветовые решения, подмечаете расположение стежков и необычное их использование. Такое самообразование принесет свои плоды очень быстро!

Поскольку обзор получается большой, разобью его на две части для удобства восприятия.

Итак, начинаем.

якобинская вышивка

Предваряется книга краткой историей якобинской вышивки и, конечно, испытываешь смешанные чувства, когда читаешь книгу, которой уже более 100 лет и в которой якобинская вышивка уже считается старинной)

якобинская вышивка

Далее идет небольшой инструктаж о стежках якобинской вышивки. Я бы сказала, что выбор шовчиков довольно необычный и… скудный. Стежки для тонких стеблей и окантовки: стежок в раскол, стебельчатый шов, коралловый стежок и шовчик, похожий на «колосок», на английском thorn stitch, «стежок-колючка». Стежки для стеблей, листьев и цветов: кирпичный шов, простая гладь и короткие и длинные стежки, тамбурный шов, накладные стежки. Далее есть такое же небольшое руководство по стежкам для цветов и фруктов и несколько вариантов заполняющих стежков – решетка, отдельные петли с прикрепом, стежок звездочка.

С точки зрения якобинской вышивки, это весьма ограниченный набор, но, судя по всему, авторы книги не ставили себе целью создать учебник по техникам якобинской вышивки. А вот что же было их целью, смотрите дальше)

Очень часто у дизайнов якобинской вышивки есть названия. Например, у той же Хейзел Бломкамп можно найти такие дизайны как «Якобинские переплетения», «Полночные завитки», «Весенний трельяж». В книге «Якобинская вышивка и традиционные дизайны» от Penelope все представленные дизайны также имеют свои названия. Первым идет Rutland.

якобинская вышивка

Ратленд – это одно из графств Англии, и какой-либо прямой связи самого дизайна с названием искать, судя по всему, не стоит. Это традиционный изысканный дизайн с замысловатыми листьями, вышитыми короткими и длинными стежками, с накладными решетками.

якобинская вышивка

К этому дизайну, как и ко всем последующим, авторы предлагают ключ в нитках Penelope – то есть на самом деле, вся эта книга по сути имеет своей целью продажу ниток для тех, кто хотел бы вышить эти дизайны) Это было бы чуть более скучно, если бы не любопытные текстовые вставки.

Например, далее нас ждет небольшой экскурс в то, как и чем вдохновлялись вышивальщицы 17 века. Оказывается, одним из главных источников вдохновения были книги… о языке цветов. Прекрасно оформленные, с красивыми иллюстрациями, а главное, глубокими смыслами, которым многие люди того времени придавали огромное значение, именно они ложились в основу различных вышивок той эпохи. Впрочем, как отмечает автор, якобинская вышивка со временем вытеснила символическое значение цветов и геральдических животных, поскольку ее изобильность побуждала вышивальщиц включать в дизайны максимум различных видов растений – подчас совершенно фантазийных. Тут уж не до скрытой символики!

Следующий дизайн называется Albermale – в пэрстве Англии некогда существовал титул герцог Албермал, угасший в начале 18 века.

якобинская вышивка

Это по-настоящему изобильный, сложный дизайн, включающий в себя не только необычные растения, но и стилизованных животных. Автор предлагает использовать его на каминных экранах, подушках и скамеечках.

якобинская вышивка

Следующий дизайн называется Lauderdale. Именно так, Лодердейл, называется небольшой район в Шотландии – как уже можно было догадаться, почти все вышивки названы в честь тех или иных британских регионов.

якобинская вышивка

Судя по картинкам в интернете, Лодердейл – довольно пустынная, типично шотландская равнина, поэтому дизайн, в противовес ей, так и пышет растительностью и живностью. Практически целиком он выполнен короткими и длинными стежками – просто находка для тех, кто любит крюил, но не чувствует в себе достаточной опытности для работы с большим количеством шовчиков.   якобинская вышивка

Мне особенно приглянулся вот этот участок: замечательные желуди и очень интересное яркое сочетание цветов на левом цветке, которое я точно возьму себе на заметку. Обратите внимание – толстый стебель в центре вышит кирпичным шовчиком, и опять, какое удачное цветовое решение! Сочный зеленый слева для обозначения тени, светло-зеленый по центру для перехода, и золотистый с вкраплениями более темного оттенка по правому боку, придающее стеблю более мощный, почти «древесный» вид.

якобинская вышивка

Любопытно, что сложностям освоения техники коротких и длинных стежков уделено особое внимание. Как отмечает автор, главный секрет – в правильном направлении стежков и удачном выборе оттенков.

Для тех, кто еще не освоил эту технику, рекомендую наш специальный урок – Техника коротких и длинных стежков.

Следующий дизайн – Warwick. Уорик – английский город графства Уорикшир.

якобинская вышивка

Главное украшение, конечно же, яркая птица в центре – традиционный и очень распространенный мотив в якобинской вышивке.

якобинская вышивка

Следующий в списке – определенно мой любимец! – Vauxhall, Воксхолл, один из районов Лондона. якобинская вышивкаПросто невероятная яркость и пышность цветов в очень плотном переплетении. В центре – роза, символ Англии. Только короткие и длинные стежки шерстяными нитками и ничего больше.

якобинская вышивка

якобинская вышивка

И последний на сегодня дизайн – Richmond, Ричмонд, это либо район в Лондоне, либо другой британский город с аналогичным названием.

якобинская вышивка

Жасмин, тюльпан и георгина составляют главное украшение этой вышивки. якобинская вышивкаПочему-то именно к этому дизайну есть указание примерной даты его создания – времен Сэмюэла Пипса и Нелл Гвинн. Мистер Пипс (1633-1703) был британским чиновником морского ведомства, и по совместительству автором знаменитого дневника о повседневной жизни лондонцев периода Стюартовской Реставрации. А Нелл Гвинн (1650-1687) известна также как Апельсиновая девушка, поскольку некогда работала в театре разносчицей апельсинов и запомнилась владельцу театра веселым нравом и смешливостью, после чего он предложил ей стать актрисой.

Как видите, изучение старинных книг оказывается весьма познавательным в самом широком смысле слова. Поэтому приглашаю вас продолжить знакомство с «Якобинской вышивкой и традиционными дизайнами» в следующей части!


Больше книжных обзоров вы найдете в нашей специальной рубрике!


Share: