Техника коротких и длинных стежков в вышивке гладью занимает если не первое место, то определенно входит в тройку лидеров, поэтому осваивать ее придется непременно. Для этого можно начать с очень простого упражнения, которое поможет набить руку и понять основной принцип техники.
Для его выполнения вам понадобится следующее:
Ткань – выбирайте достаточно плотный лен или хлопок. Можно использовать и канву, но она также должна быть плотной.
Мулине – как минимум, трех оттенков (для создания градиента выбирайте, соответственно, сочетающиеся цвета). Подойдет обычное хлопковое мулине, не стоит начинать с шелка. Можно также взять шерстяное, оно даст более плавные переход цвета за счет ворсинок. Для простоты начните с нити в три сложения – чем тоньше нить, тем сложнее и кропотливее задача (и лучше результат, при условии, что вы смогли справиться с задачей).
Иголка – строго для вышивания, с острым кончиком. Иголка для вышивки крестом не подходит, поскольку кончик у нее закругленный.
Простой карандаш или маркер для ткани.
Совет! При вышивке гладью ткань должна быть натянуто, как барабан! Не допускайте провисания, иначе результат вас огорчит.
Вариант 1
Фото: Лидия Задорожная
Начните с более простого и легконтролируемого варианта этого упражнения. Нарисуйте на ткани небольшую табличку, как показано на схеме слева.
Как вы можете видеть, первый ряд начинается с выполнения поочередно коротких и длинных стежков. Следуйте разметке, чтобы длина этих стежков была равномерна.
Важно! Не допускайте просветов между стежками, они должны лежать ровно, один к другому, как шпроты в банке! Если вы видите между стежками ткань, значит халтурите!
Второй ряд и все последующие вплоть до предпоследнего по сути выполняются только длинными стежками (т.е. если в первом ряду у вас были стежки по 0,5 см и по 1 см, то в дальнейшем все они по 1 см), но за счет расположения стежков первого ряда создается иллюзия, что одни стежки короче других.
Продолжайте до конца, а последний ряд завершите так же, как начали первый – стежками по 0,5 см и по 1 см.
Результат вы можете видеть на фото справа.
Вариант 2
Если в первом случае процесс выверен до миллиметра, то во втором мы приблизимся к «боевым условиям», в которых у вас нет линейки, а кроме того, она и не нужна для большей художественности результата.
Нарисуйте прямоугольник и расчертите его от руки – горизонтальные линии представляют собой условное разделение оттенков, вертикальные линии я называю «направляющими». Они помогают не забыть направление ваших стежков. В прямоугольнике это может быть не особенно актуальным, но при вышивке изогнутых фигур без таких направляющих линий не обойтись.
Далее пройдитесь по верхнему краю стежком «в раскол» – подробнее о технике его выполнения можно прочитать вот тут: Стежок «в раскол». Чем меньше будет ваш стежок – тем лучше. Безусловно, можно обойтись и без этого, но такая подготовка дает более ровный, чуть-чуть приподнятый край.
Лучше всего начинать заполнение от центра – опять же в простом прямоугольнике это не так актуально, но при заполнении сложных фигур не стоит начинать с одного конца и двигаться к другому. Об этом мы подробнее поговорим в следующих материалах.
Проложите несколько направляющих стежков, они выполняют ту же функцию, что и направляющие линии. Это не обязательно, но помогает.
Начинаем заполнять ряд. Ваша задача в данном случае прокладывать длинные и короткие стежки, но при этом делать их различной длины, как мазки краски. Можно даже делать стежки длиннее, чем вам кажется нужным – слишком уже длинные вы сможете прикрыть в дальнейшем следующими рядами, а вот слишком короткие лучше не делать вообще.
Заполнив одну половину, переходите ко второй.
Аналогичным образом начинаем с середины второй ряд. Теперь ваша задача не только заполнить пространство, но и «влить» стежки второго ряда в стежки первого. Именно для того, чтобы переход был более плавным, естественным и нужна разная длина стежков.
Следите за натяжением нити – если ее излишне ослабить, ваши стежки обмякнут и будут болтаться, как только вы снимите ткань с пялец.
Третий и любые последующие ряды, сколько бы их ни было, выполняются аналогичным образом.
В последнем ряду вновь появляются «короткие» стежки. Не забудьте проработать нижнюю грань прямоугольника стежком «в раскол»!
Урок 2. Как вышить гладью лепесток
Помните три важные вещи:
Во-первых, вы не сможете получить идеально гладкую поверхность без бугорков, «дырочек» и прочих мелочей, но не потому, что это невозможно в принципе, а потому что это требует правильно подобранных ниток-иголки-ткани. Наилучший результат, приближенный к безупречности, дают расщепленные нити шелка, но и работать с ними непросто, а хлопковое мулине в несколько сложений слишком грубовато для того, чтобы давать зеркальную гладкость.
Во-вторых, несмотря на сходство с процессом рисования, нитки – это не краска, ваши оттенки не смешаются только потому, что вы их «уложили» рядом. Ключ к качественному цветовому переливу – правильно и тщательно подобранные цвета ниток.
В-третьих, нет ни одной проблемы в рукоделии, которую нельзя было бы решить практикой и тренировками.
Фото и мастер-класс: Красная нить
спасибо большое за Уроки, и за ваш сайт в целом!
Большое спасибо вам за добрые слова!