В очередной раз я вышиваю без плана и наброска, за что всегда себя ругаю. Предварительная работа — внимательный подбор оттенков, выбор швов, которые будут использоваться, понимание, как распределять свет и тень очень помогают избежать ошибок, за которые вы можете поплатиться впустую потраченными временем и материалами. Но в то же время мне почему-то нравится импровизировать по ходу дела — это как садиться рисовать, только примерно представляя, что вы хотите изобразить. Да, можно напортачить, но есть в этом процессе свое очарование)
В данном случае мне было в первую очередь непонятно, как именно вышивать сердцевинку цветка. Контурный рисунок я брала из книги Designs and Patterns for Embroiderers and Craftspeople, подписан он был как “Пион”. Для меня пионы, конечно, это в первую очередь пышная шапка лепестков, но встречаются и простые немахровые виды, у которых лепестков мало, например, Paeonia mascula или японский сорт Kukeni Jishi.
Мне кажется, что больше всего этот пион похож на Марьин корень, он же Пион уклоняющийся, Рaeonia anomala.
Он или не он, в конечном итоге, не знаю, но у пионов в принципе очень сложные серединки с многочисленными тычинками.
Как верно подметила моя подруга, в вышивке, даже ботанической, стремящейся к реализму, можно совершенно безнаказанно упрощать и стилизовать элементы. В то время как в ботанической живописи точное соответствие реальному растению — обязательное условие. Поэтому далеко не всегда вы найдете в вышитых работах щепетильную подробность — и, признаюсь, честно, я тоже не стремлюсь к ней. Но мне стало интересно прицельно посмотреть, как же вышивают сердцевинки цветов разные рукодельницы. Не претендую сейчас на руководство и сборник примеров — это очень большая работа, возможно, я когда-нибудь систематизирую эти примеры.
Пожалуй, чаще всего центр цветов вышивается с помощью французских узелков, как тут:
Французские узелки позволяют быстро и без проблем имитировать тычинки, особенно если удачно подобрать оттенки, чтобы придать визуально глубины. Они подходят как для вышивки очень реалистичной, например, при вышивки ромашки они будут идеальны, так и для стилизованных цветов, когда вы не гонитесь за очень точной передачей особенностей цветка.
Их же можно использовать, когда у вас ну очень стилизованные изображения. Тут, например, вообще очень интересный образец с использованием фетра:
Второй достаточно простой способ, подходящий для вышивки сердцевинок роз и шиповников, выглядит так:
Центр вышит прямыми стежками, затем ими же тычинки, увенчанные французскими узелками.
Мак — еще один частый сюжет у любителей повышивать цветочки. Сердцевинку можно вышить прямыми стежками + фрузелки:
А вот другой вариант от той же Триш Бурр, прекрасный пример сложного комбинирования швов и умелой работы с цветом для достижения максимальной реалистичности:
Кстати, если говорить о предельной реалистичности, то интересен пример китайской вышивки шелком. Они часто вообще не используют никаких швов, только прямые и короткие стежки, поэтому серединку цветка вышивают именно ими.
Нередко используются объемные швы, например, рококо, и, судя по всему, это вариант, который я попробую. Я нашла вот такую вышивку пиона:
Не очень понимаю, как именно вышит самый центр. Кажется, что там просто ставшее объемным наслоение коротких и длинных гладьевых стежков.
Конечно, это далеко не все способы и швы, которые можно использовать для вышивки серединки цветов. Природа никогда не перестает удивлять разнообразием, но все же наши вышивальные возможности ограничены количеством швов. Весь секрет — в их комбинировании и работе с цветом.
Сейчас я подумываю самый центр вышить фрузелками, а вокруг венчиком уложить рококо. Не имею ни малейшего представления, получится ли хорошо, но тем творчество и прекрасно! Результатом обязательно поделюсь)