Даже далекие от искусства люди так или иначе знакомы с понятием “современное искусство”. Правда, для многих этот термин чуть ли не ругательный: мол, вот раньше было настоящее искусство, а сейчас ерунда какая-то современная.
Если говорить вкратце, не уплывая в дебри истории искусств, современным называют искусство конца XX века и XXI вплоть до текущего момента. Появилось оно как противопоставление модернизму (который и сам-то стремился уйти от традиции подальше), что положило в основу современного искусства величайшее разнообразие приемов, техник и художественных практик. Современное искусство познало свои взлеты и падения, открытия и разочарования, но пока что мы живет в пространстве contemporary art.
Как можно догадаться, этот мощный поток захватывает не только изобразительное искусство (живопись, графику и скульптуру), но и многие другие виды, от фотографии до вышивки.
На западе contemporary embroidery, то есть современная вышивка, понятие уже давно устоявшееся и полноценное, хотя и у нас его, конечно, тоже применяют по назначению, но все-таки реже. Из определения может показаться, что современной вышивка или даже искусство в целом становятся буквально автоматически, ведь ты создаешь сегодня, а значит, твои произведения неизбежно попадают в озвученные временные рамки. Но на самом деле важным фактором становится актуализация работы.
Фото: Trish Burr
Наглядный и простой пример: работы Триш Бурр, которыми восхищаются тысячи рукодельниц на разных континентах, представляют собой классическую вышивку, от техник до сюжетов.
Кто такая Триш Бурр и почему мы так ее любим
Да, у нее можно найти и не самые “обычные” работы, например прекрасные вышивки, сочетающие белую гладь и цветную. Но все они как бы находятся в некотором безвременье, рамках классики, которая будет непогрешимо хороша и сегодня, и через двадцать лет.
Фото: Ana Teresa Barboza
С другой стороны, возьмем вышивки перуанской мастерицы Аны Терезы Барбоса. Как пишут, в сети, вышивать ее учила бабушка, но ее творчество сложно назвать традиционным. Вот, к примеру, несколько ее известных пейзажей, которые выходят за рамки — в первую очередь, рамки пялец.
Фото: Ana Teresa Barboza
«При создании этой коллекции мне хотелось почувствовать связь между процессом создания вышивки и природой. Ни вышивку, ни природу нельзя торопить», говорит она. Подобную мысль, безусловно, можно было бы заложить и в классическое произведение, однако в этом случае идея вылилась в своеобразное нарушение привычных норм.
Современное искусство и, конечно же, современную вышивку частенько ругают (в числе прочего) за надуманность, бессмысленность, простоту исполнения, бестолковость, безобразность, непонятность. Можно покрасить палку в красный цвет и воткнуть ее в землю, приписав на табличке, что это арт-объект, символизирующий горечь от вырубки тропических лесов, и можно вышить хаотичными стежками женские половые органы (популярный нынче сюжет, если что), объявив работу феминистическим высказыванием. И то, и другое станет частью современного искусства, нравится это кому-то или нет.
Я не арт-критик и очень даже консервативна в вопросах искусства. Обычно я ориентируюсь прямолинейно, как паровоз, на нравится-не нравится, будь это античная вышивка, современная классика или экспериментальные опыты. Но в современной вышивке меня неизменно очаровывает умение и готовность людей перешагнуть через наезжанные рельсы и из привычных вещей сделать что-то непривычное.
Ниже вы найдете работы нескольких современных авторов, чье творчество мне кажется достойным внимания!
Michelle Kingdom
Lauren DiCioccio