Какая картина встает перед вашим мысленным взором, когда вы слышите слово «ткачество»?
У меня – комната, освещенная пламенем свеч, деревянные полы, поскрипывание ткацкого станка… В реальности же ткачество уже давно шагнуло из архаичного прошлого в современное настоящее, в котором модные блогеры рассказывают, как из подручных средств собрать самодельный станок, и в Instagram делятся хитроумными настенными панно на них изготовленными.
Но и в этой упрощенной хенд-мейд реальности есть место балансу традиции и современности. Мне посчастливилось познакомиться и пообщаться с Катей Абламской, «фанатиком ткачества» как она сама себя называет. Под очарование Катиных работ сложно не подпасть – хватит одного взгляда, чтобы понять, что это особое измерение, особый взгляд, особое чувство, вложенное в каждое переплетение нитей.
Когда ты впервые почувствовала интерес к этому древнему и тем не менее по-прежнему необычному в наши дни виду рукоделия – ручному ткачеству?
Я поступила в МГХПА им. Строганова на отделение текстиля, и на первом курсе мы начали ткать. Гобелен преподавал заслуженный художник C.В.Гавин, автор множества гобеленов и театральных занавесов, поэтому даже к первым простым заданиям мы подходили серьезно. Мы ткали копии фрагментов старинных шпалер, и это было очень тяжело. Болела спина, основа натирала пальцы, на улице была прекрасная погода, а нужно было точно передать колорит, цветовые переходы, тонкие линии. Интерес к ткачеству появился только через несколько лет, когда мы начали ткать по собственным эскизам, уже имея какой-то опыт традиционного ткачества.
Как ты училась этому ремеслу? Был ли у тебя наставник, учитель?
Своим наставником я считаю А.С.Гораздина. Его гобелены произвели на меня огромное впечатление, я увидела совсем другое ткачество — декоративное, современное, яркое. Огромная удача учиться у такого самобытного художника и замечательного человека. Он заражает своей любовью к жизни, творчеству и ткачеству.
Мне не так давно довелось читать небольшое интервью с сотрудницей областного фонда народного творчества, в котором она говорит, что мир прощается в глобальном смысле этого слова с народным искусством – его заменяют поделки, недолговечная мишура, доступная на рынке, и практически никто в здравом уме не станет сегодня заниматься ткачеством половиков, полотенец, разве что профильные специалисты или увлеченные делом единицы, стоящие в стороне от потребительского потока. Что ты думаешь об этом?
Да, людей, занимающихся ручным ткачеством не так много. Но сейчас такой огромный выбор текстильных изделий, что я не вижу особого смысла ткать половики и полотенца. Другое дело ковры и гобелены, штучные вещи, в которые художник вкладывает творческий замысел.
Чего ты мечтаешь достичь? Есть ли какая-то глобальная амбициозная цель, неважно, реальная или из мира неосязаемого, которую ты хотела бы достичь через свое творчество?
Все очень просто – мечтаю стать известным художником.
Очень практичный вопрос – кто твои покупатели и много ли ты зарабатываешь своим трудом?
Мои покупатели – это очень необычные люди, которые любят свой дом больше, чем себя. В обществе потребления таких людей очень мало. Все хотят есть модными деревянными ложками, носить платья с набивными рисунками, продеть в уши сережки с сухоцветами, а повесить на стену гобелен и просто любоваться им – не каждый готов. Поэтому я очень радуюсь, когда находится такой ценитель. Но у меня и не было цели сделать свое творчество бизнесом.
И, наконец, вопрос, которым я задаю всем – как бы ты сформулировала свою концепцию «прекрасного»? Что такое красота для тебя?
Наверное, каждому человеку прекрасным кажется то, что подсознательно находит отклик в его душе, поэтому понятие красоты у всех разное. Ведь мы сразу, не обдумывая, понимаем, нравится ли нам та или иная картина, пейзаж за окном, лицо человека, музыка, стиль писателя. Для меня прекрасное это: книги К.С.Льюиса и Ф.М.Достоевского, картины Боттичелли и Ван Гога, иконы Рублева, древнерусское зодчество, греческая скульптура, коптские ткани, музыка группы Аквариум, летнее звёздное небо, леса, моря, горы.
Секрет мастера
Ручное ткачество – увлекательный, затягивающий, медитативный процесс. Хочу рассказать вам, как сделать результат более выразительным и интересным. Сочетание гладкого ткачества и объемных настилов создаёт рельефность гобелена.
Начнем с гладкого ткачества. Технология довольно проста. Между четными и нечетными нитями основы прокладывается нить утка. Выбираем четные нити и продеваем уток.
Прибиваем нить колотушкой.
Повторяем все действия, только с нечетными нитями. Полотняное переплетение готово.
Делаем настилы. Чтобы настилы получились более объемными и еще больше выделялись на фоне гладкого ткачества, я использую фактурную пряжу.
Настил перекрывает сразу несколько нитей основы. В моем случае — три.
Поэтому когда набираем нити основы, пропускаем по три нити. Продеваем утОк.
Итак, мы получили первый ряд настилов.
Для того чтобы сделать второй ряд, выбираем нити основы, которые оказались в центре настилов.
И продеваем нить утка.
Настилы получаются в шахматном порядке.
Используя близкие оттенки серого, добиваемся разнообразия за счет фактуры поверхности. Мне очень нравится ткать в сложной цветовой гамме и придумывать живописные средства выразительности.
Посмотреть и заказать работы Кати Абламской можно в ее группе — •зелёная основа•