якобинская вышивка

Продолжаем изучение замечательной книги 1900 года «Якобинская вышивка и традиционные дизайны» от фирмы Penelope!

Первую часть обзора все желающие могут найти по ссылке.

якобинская вышивка

Первым сегодня у нас идет «Елизаветинский» дизайн, представленный в первую очередь каминной скамеечкой. Описание – зачитаешься: «Каминная скамеечка может быть настоящей отрадой. Когда вы подвинете ее поближе к огню холодным вечером, малейшее воспоминание о всех тяготах вышивания ее улетучатся». Согласитесь, начинаешь жалеть, что у тебя нет ни камина, ни скамеечки!якобинская вышивка

Автор особо отмечает сбалансированное использование цветов в этом дизайне, а также подчеркивает, что нужно очень внимательно подходить к выбору зеленых оттенков, обязательно добавляя хотя бы один желтовато-коричневый, чтобы избежать монотонности.

якобинская вышивка

«Елизаветинский» дизайн – это целый комплект, туда входит не только скамеечка, но еще и подушки разных форм и размеров. Из них в книге представлен только один дизайн в сине-зеленых тонах.

Следующий дизайн называется Marlborough – строго говоря, это должно читаться как Марлборо, но русскоязычная традиция, видимо, не захотела ломать языки и закрепила теперь уже привычный русскому уху вариант Мальборо, правда, не американский сигаретный ковбой, а герцог Мальборо, старинный английский титул и по совместительству множество одноименных городов.

якобинская вышивка

Автор сразу отмечает, что эта схема отличается от всех предыдущих, потому что вместо традиционных сложных переплетений здесь разрозненные цветы, которые, кроме того, выполнены в более реалистичной манере, нежели обычно принято в якобинской вышивке.

якобинская вышивка

И снова любопытная историческая вставка: две английские королевы, внесшие вклад в вышивку, Мария Стюарт, супруга Вильгельма Оранского, и Анна Стюарт, сделали это немного по-разному – первая была выдающейся вышивальщицей, а вторая, несмотря на умеренные успехи в вышивке, была заядлой садовницей, в результате совместившей эти два увлечения. В результате и вышивка, и садоводство вошли в моду у дам того времени, сделав особенно популярными натуралистичные цветочные дизайны.

Следующая вышивка называется Regency, «Регентство», и, как сразу же пишет автор, она называется так не только потому, что определенно принадлежит именно временам британской эпохи Регентства (1811 по 1820 гг), но еще и потому, что это название сразу дает понять, что этот дизайн выполнен в более поздней манере, нежели все остальные.

якобинская вышивка

Совершенно очевидно, пишет автор, что в это время стиль якобинской вышивки стал чуть менее условным и традиционным – тот, кто создавал этот дизайн, стремился приблизиться к природным формам. При этом чувствуется влияние моды на античность – о чем наглядно свидетельствует ваза.

якобинская вышивка

Вышивка датирована временами короля Георга III (1738 – 1820) и Джорджа Браммела, известного также как «красавчик Браммел»! Этот выдающийся джентельмен, перенявший страсть к безукоризненному стилю от своей бабушки, одевавшей его с иголочки, стал изобретателем шейных платков. Говорят, что под влиянием своей исключительности, сопровождавшей лондонского денди всю жизнь, мистер Браммел всерьез заболел нарциссизмом и мог часами любоваться своим отражением!

Следующий дизайн называется Berkeley Square, Беркли-сквер, расположенный в Лондоне и известный в том числе благодаря парковой его части. Эти вышивки не устают меня удивлять, поскольку некоторые пышущие разнообразием и изобилием названы в честь пустынных равнин, а эта, достаточно скудная на растительность (хотя, безусловно, очаровательная) вышивка названа в честь района, знаменитого парками – где же логика!

якобинская вышивка

Как пишет сам автор, «сложно поверить, что эта вышивка времен королевы Анны – внучка (или по крайней мере, внучатая племянница) тех массивных якобинских вышивок, в которых огромные пышные деревья вырастали из пышных холмов, на которых резвились маленькие олени и  белочки».

Значительная часть вышивок 18 века была выполнена именно в этом стиле – в моду вошли вышитые таким манером петтикоты и жилетки, для которых тонкие растительные дизайны отлично подходили.

якобинская вышивка

Внезапно перемещаемся в прошлое! Дизайн под названием Hardwicke (не смогла идентифицировать название, но предположительно это какая-то локация в Лондоне). Автор отмечает, что мода 16 века отличалась некоторой экстравагантностью, даже мужские рубашки были богаты расшиты – и нередко в технике блэкворк.

якобинская вышивка

В представленной вышивке все любимые нами мотивы якобинской вышивки – листья, фрукты, дуб, гранат и другие символы избыточного изобилия. Сам шов выполняется «косичкой» или же плотным тамбурным стежком. Немногочисленные заполненные участки – простые «зернышки». Разбавляют монохромную гамму вкрапления золотого.

«Китайский чиппендейл» – так называется наш следующий (и последний!) образец из книги. В 1725 году капитан одного английского судна доставил с Ямайки красное дерево – так началась история лучшего краснодеревщика всех времен и народов, Томаса Чиппендейла, и вы наверняка видели чиппендейловскую мебель в интерьерных сообществах или встречали это название в классических романах.

якобинская вышивка

Как пишет автор, торговля с Китаем привела к тому, что китайский стиль во всем, от украшений до мебели, просочился на Запад и, конечно же, нашел свое отражение в вышивке. Манера изображения цветков в этом дизайне напоминает о китайской росписи фарфора, при этом цветовая гамма также характерна для восточной стилистики – по крайней мере, такой, какой ее видели на Западе.

якобинская вышивка

Завершается книга небольшой хронологией – в основном это даты правления британских королей и королев и очень краткое описание вышивальной моды, царившей в этот период. Например: «Яков II – объемная вышивка неожиданно теряет популярность, и эмблема Стюартов больше не появляется на портретах того времени, вероятно, потому что Яков не был популярен. Он отрекся от престола в 1688 году и бежал во Францию».

якобинская вышивка

Ну и, наконец, финал книги – перечисление, в каких видах, размерах и форматах можно получить все упомянутые в книге дизайны. Как оказалось, Penelope распространяла их в уже напечатанном виде – то есть можно было заказать, к примеру, каминный экран, наволочку или столовую дорожку с отпечатанным на них рисунком.

Завершается книга всем известной мудростью – «Никогда не начинайте с узелка. Начинайте либо с одного-двух стежков «назад иголку», либо стежков «вперед иголку», которые в дальнейшем спрячутся дальнейшими шовчиками».

Надеюсь, что этот обзор был для вас таким же интересным и познавательным, как и для меня!


Больше книжных обзоров вы найдете в нашей специальной рубрике!


Share: