птицы хелен м. стивенс

К обзору этого издания я подбиралась очень долго, потому что терминология – штука, требующая точности, но в вопросах вышивки, стежков и техник, она настолько условна и вариативна, что под словом «гладь» можно подразумевать очень разнообразные вещи.

Чтобы не быть голословной простой пример: вот фрагмент работы Триш Бурр и пример вышивки Хелен М. Стивенс.

В первом случае мы видим очень плотное покрытие, в котором стежки иногда даже неразличимы, потому что они наслаиваются друг на друга под разными углами. Во втором случае – прямые и достаточно длинные стежки, расходящиеся по веерообразной дуге, без какого-либо наслаивания, причем, нет строгой необходимости закрывать ткань-основу стежками: она вполне может просвечивать.

И первая и вторая работы – художественная цветная гладь, хотя они весьма отличаются в деталях.

Я вполне допускаю, что в старинных учебниках это все подробно описано и у всех этих особенностей есть свое разумное название, но вот просто так, сходу, в интернете вы не найдете никакой информации, о том, что гладь может вот так различаться и как же назвать эти техники. Что же пишет об этом сама Хелен М. Стивенс?

птицы хелен м. стивенс

Во-первых, она использует термин «вышивка пером» – по ее словам, он появился в раннем Средневековье для описания вида шелковой глади, далее цитата: «в ходе работы можно было плавно менять направление стежков для заполнения пространства внутри намеченного контура, не нарушая ровную текстуру».

Во-вторых, она внезапно в тексте начинает применять и другие немного пугающие термины: веерообразная гладь в лучевом и одном направлении. Разобраться в них помогает приложение в конце, где более подробно описывается, что это за лучевое и одно направление (максимально краткая цитата-определение: «веерообразная гладь в лучевом направлении сходится в одной точке, а в одном направлении – к удлиненному центру»), но я до сих пор не могу привыкнуть к их тяжеловесному, искусственному и неповоротливому названию! Увы, на замену предложить нечего.

птицы хелен м. стивенс

Итак, подводя итог технике автора: она вышивает шелком, не наслаивая стежки от словам совсем, располагая их в основном веерообразно (что помогает имитировать оперение птиц) и реже просто параллельно друг другу. В таком виде глади довольно активно используется техника коротких и длинных стежков, но всеми силами следует стремиться к тому, чтобы стежки не накладывались один на другой. Безусловно, используется множество вспомогательных стежков – некоторые также перечислены в конце книги, но несколько удручает скудность иллюстраций. Мало того, что переводчики зарубежных книг с переменным успехом сражаются с вышивальными терминами, так тут еще и процесс, с которым скорее всего близко не знаком, надо передать на словах.

Переходим непосредственно к текстам! Стивенс дает довольно много информации о птицах, их латинские название, особенности вида, мифологические справки и тому подобное. Место для  описания вышивки тоже остается, но на Озоне в отзывах кто-то посетовал, что это бесполезная информация для вышивальщицы, но, мне кажется, это дело личных предпочтений. Мне орнитология интересна!

птицы хелен м. стивенс

Каждый дизайн приводится в законченном виде, в виде скетча с прописанными цветами и схемы для перевода, после чего следует пошаговое описание процесса. Цвета ниток, к слову, написаны как есть – «черный», «светло-коричневый» и т.д. Это довольно бестолково, поскольку цвета разглядеть вполне можно и на скетче и на законченной работе, а вот ключ я бы оценила куда больше, даже если бы он давался в каком-то неведомом заморском шелковом мулине.

птицы хелен м. стивенс

В общей сложности переводных схем в книге… пять штук. Рисунков и картинок в десятки раз больше, но конкретно схемы представлены в количестве пальцев одной руки на 92 страницы издания.

Качество бумаги и иллюстраций – выше всяких похвал, держать в руках, листать и рассматривать очень приятно, поэтому независимо от того, сколько вы сможете выжать из нее полезной практической информации, эстетическое удовольствие вы получите гарантированно.

птицы хелен м. стивенс

Мой вердикт: книга интересна, если вам близка такая техника вышивки. Надо признать, что визуально мне она кажется проще по сравнению с невероятной реалистичностью той же Триш Бурр, но благодаря переливам шелка и разнообразию оттенков работы получаются все же очень красивыми. Если такая техника вам не очень нравится, то книга, увы, никак не поможет вам освоить более традиционную художественную гладь.

На Ozon.ru книжка стоит 269 рублей, найти ее можно по ссылке.


Еще больше полезных и интересных рецензий на рукодельные книги в нашей рубрике Книжный обзор!


 

Share: