Кто из нас, преданных поклонников вышивки, не любовался на этих птичек, напоминающих не то драгоценный камушек, не то рисунок из любимой книги детства? Красной нити удалось пообщаться с главным орнитологом от вышивки, душой и основателем бренда Cróise, Ним Эрзе.

3

Юля, я знаю, что вы очень любите рисовать и мечтали стать художником. Как так вышло, что в конечном итоге вашей кистью и красками стали иголка с ниткой? 

Это получилось спонтанно, но, я думаю, я именно к этому и шла. Увлечение рисованием мне помогло в вышивке, а увлечение вышивкой помогает в рисовании, которое я так и не оставила. Это как страховочные стропы, что меня держат и не дают упасть.

Женщины в моем роду все чем-то занимались: кто-то вышивал, кто-то вязал, кто-то шил… Остаться в стороне, когда это уже «в генах», было невозможно. Когда я занялась хендмейдом, я переживала не самые лучшие времена, мне уже не хватало рисования, не хватало работы, чтоб как-то утихомирить эмоции внутри. Нужен был какой-то выход, что-то такое, что меня бы привело в норму. Бисер, нитки, пряжа — все нашлось дома и пошло в ход. Первые пробы были ужасны, но они дали шанс родиться всему тому, что есть сейчас и тому, что будет потом.

Как вы учились вышивать? 

Я не помню, как, я помню, что мне тогда лет 10 было, наверное. Хотелось сделать что-то своими руками на день рождения дедушки, я и сделала. По-моему, мне бабушка прямо или косвенно подсказала идею вышивки гладью. В итоге родилась салфетка с петушком, до сих пор хранится.

Потом я это дело забросила до самой первой своей броши — амадины. Вспомнить навык не стало большой проблемой, руки помнят даже через много-много лет. Сейчас мое самообразование не закончилось, я постоянно в поисках каких-то приемов, чтоб применить в работах.

1

Вы работаете в очень популярном в наше время сегменте – назовем его авторская брошь. Почему именно броши?

Не знаю ответа на этот вопрос. Спонтанно и стихийно получилось. У птицы простая форма, первая птица была небольшого размера: слишком маленького для, скажем, кулона, слишком большого для серег или кольца… а вот для броши — идеально. Я в то время занималась вязанием, хотелось какого-то логического объединения. Не представляю, что может быть более подходящим к вязаному снуду, чем вышитая брошь.

Мне нравится, что броши популярны. Это очень милый, многогранный, очень уютный и душевный способ подчеркнуть свою уникальность. Ненавязчиво, культурно.

Как проходит работа над брошью и сколько времени в среднем занимает этот процесс?

Все начинается с идеи. На идею уже ищется подходящий «донор» – птичка или зверек, который станет прототипом, на основе чьей внешности и будет сделана брошь. Дальше подбираю материалы, в голове держу образ, строю ассоциативный ряд, например: джентльмен, монокль, серьезный такой, надулся, толстенький, воробушек, играет в гольф, перчатки носит из тонкой кожи и т. д. И как только материалы под образ подходят — начинается вышивка. Ассоциативный ряд становится характером изделия. Очень радостно, если поклонники угадывают его.

Если работа сложная и большая, типа колье или серии брошей, тогда рисую эскизы, т. к. из головы может что-то вылететь, а с бумаги уже никуда не денется. Рисование тоже дополнительное время отнимает, но, признаться честно, это любимейший процесс.

Времени занимает от 4 дней и до недели-полторы, все зависит от сложности, размера.
2

А вы ощущаете конкуренцию? Я спрашиваю потому, что сегодня очень многие, подчас даже едва освоив основные техники, начинают делать броши на продажу – то есть спрос большой, но и предложение не меньше. 

Конечно! Но больше меня удивил именно спрос, нежели количество предлагающих броши. Знаете, раньше не задумывалась, что броши сейчас носят, ими интересуются и они нужны. Сама-то я, к стыду своему, мимо проходила. Оказалось, что и мне тоже нужны броши. Вот как я раньше жила без личного кашалота?
Конкуренция сказывается более быстрым развитием, необходимостью придумывать и воплощать новое. Для меня это пытка, т. к. я жуткий «ретроград», сопротивляюсь всему новому, меняющему привычный уклад. Приходится как-то справляться, толкать себя вперед, без этого никак.

Планируете ли выходить за рамки аксессуаров? 

Не могу загадывать, не знаю. Все остальное требует каких-то еще навыков дополнительно, которые нужно либо осваивать самой (а это очень много времени), либо привлекать кого-то со стороны, что тоже непросто. Время летит слишком быстро, я не успеваю сделать даже то, что запланировала на ближайшее будущее, куда уж отдаленному. Если логически приду к чему-то за рамками украшений, значит так тому и быть.

4

Есть ли у вас ориентиры в вышивальном мире, будь то русскоязычные или зарубежные вышивальщицы?

Да, конечно, у меня есть любимые мастера, работами которых я восхищаюсь.

Некоторые из них: Мария (EmbroideryART) с ее невероятной портретной вышивкой, безупречные работы. Безумные самобытные броши Александры Красной — это как глоток свежего воздуха, столько эмоций. Анималистическая вышивка Emillie Ferris впечатляет, первая же мысль «они живые!». Украшения Анастасии Демидовой с деликатной, взвешенной вышивкой очень мне нравятся. А уж крохотные вышивки Светланы Толстяковой из SUMOMO Design вряд ли кого-то могут оставить равнодушным, я с первого взгляда стала поклонником.

Список у меня длинный, боюсь, что, если буду всех описывать, никакого объема сайта не хватит, поэтому заставлю себя остановиться.

И, традиционный вопрос, как бы вы сформулировали свою концепцию «прекрасного»? Что такое красота лично для вас?

Прекрасное — это то, что с первого взгляда трогает со знаком «плюс». То, глядя на что, хочется воскликнуть «какая красота!» или «это прекрасно!». Думаю, это что-то искусное, сложноповторимое. Когда слышишь первые ноты, видишь великолепный пейзаж или рассматриваешь картину, и чувствуешь, как по затылку мурашки бегут. Цепенеешь, перехватывает дыхание.

Если я когда-нибудь смогу создать что-то такое же по силе восприятия, я успокоюсь, ибо дошла до потолка.
Понятие красоты — всеобъемлющий термин. Я верю фразе «красота в глазах смотрящего»; жизнь много раз доказывала, что то, что красиво мне, может не быть красивым в глазах другого. И, мне кажется, это очень здорово, т.к. позволяет любому направлению в искусстве, любой букашке в природе быть кем-то любимой и для кого-то красивой.

Еще больше работ вы найдете в группе Cróise!

Секрет мастера

gV6-6aa0aeM

Периодически я вышиваю с помощью кальки. На нее я переношу (или рисую) эскиз и все вспомогательные моменты будущей работы (где бусины, где переход цвета сделать). Она убирается по мере продвижения вышивки, не пачкает основу — фетр.

Калька удобна как в случае «полета фантазии», когда работа тянется не один день и запомнить что куда сложно, идет творческий процесс, порыв ткнуть карандашом туда, где будет определенная бусина, так и в случае, когда есть четко выверенная работа, когда точно известно что куда, но сама форма слишком сложна, чтоб быстренько ее от руки перенести на фетр. Как раз именно так и было с лошадкой, т.к. у лошади сложная анатомия, от руки я ее не смогу нарисовать легко, а перечеркать весь фетр — запутаешься потом, да и не люблю я этого.

qKVHGlLUSZo

Еще один плюс: на черном фетре не всякий карандаш\ручку\фломастер видно, а те, что видно иногда пачкаются. Калька делает фон светлей и на нем уже лучше видна разметка.

Share: