Что такое современная вышивка

Даже далекие от искусства люди так или иначе знакомы с понятием “современное искусство”. Правда, для многих этот термин чуть ли не ругательный: мол, вот раньше было настоящее искусство, а сейчас ерунда какая-то современная.

Если говорить вкратце, не уплывая в дебри истории искусств, современным называют искусство конца XX века и XXI вплоть до текущего момента. Появилось оно как противопоставление модернизму (который и сам-то стремился уйти от традиции подальше), что положило в основу современного искусства величайшее разнообразие приемов, техник и художественных практик. Современное искусство познало свои взлеты и падения, открытия и разочарования, но пока что мы живет в пространстве contemporary art.

Как можно догадаться, этот мощный поток захватывает не только изобразительное искусство (живопись, графику и скульптуру), но и многие другие виды, от фотографии до вышивки.

На западе contemporary embroidery, то есть современная вышивка, понятие уже давно устоявшееся и полноценное, хотя и у нас его, конечно, тоже применяют по назначению, но все-таки реже. Из определения может показаться, что современной вышивка или даже искусство в целом становятся буквально автоматически, ведь ты создаешь сегодня, а значит, твои произведения неизбежно попадают в озвученные временные рамки. Но на самом деле важным фактором становится актуализация работы.

Фото: Trish Burr

Наглядный и простой пример: работы Триш Бурр, которыми восхищаются тысячи рукодельниц на разных континентах, представляют собой классическую вышивку, от техник до сюжетов.

Кто такая Триш Бурр и почему мы так ее любим

Да, у нее можно найти и не самые “обычные” работы, например прекрасные вышивки, сочетающие белую гладь и цветную. Но все они как бы находятся в некотором безвременье, рамках классики, которая будет непогрешимо хороша и сегодня, и через двадцать лет.

Фото: Ana Teresa Barboza

С другой стороны, возьмем вышивки перуанской мастерицы Аны Терезы Барбоса. Как пишут, в сети, вышивать ее учила бабушка, но ее творчество сложно назвать традиционным. Вот, к примеру, несколько ее известных пейзажей, которые выходят за рамки — в первую очередь, рамки пялец.

 

Фото: Ana Teresa Barboza

«При со­зда­нии этой кол­лек­ции мне хо­те­лось по­чув­ство­вать связь меж­ду про­цес­сом со­зда­ния вы­шив­ки и при­ро­дой. Ни вы­шив­ку, ни при­ро­ду нель­зя то­ро­пить», говорит она. Подобную мысль, безусловно, можно было бы заложить и в классическое произведение, однако в этом случае идея вылилась в своеобразное нарушение привычных норм.

Современное искусство и, конечно же, современную вышивку частенько ругают (в числе прочего) за надуманность, бессмысленность, простоту исполнения, бестолковость, безобразность, непонятность. Можно покрасить палку в красный цвет и воткнуть ее в землю, приписав на табличке, что это арт-объект, символизирующий горечь от вырубки тропических лесов, и можно вышить хаотичными стежками женские половые органы (популярный нынче сюжет, если что), объявив работу феминистическим высказыванием. И то, и другое станет частью современного искусства, нравится это кому-то или нет.

Я не арт-критик и очень даже консервативна в вопросах искусства. Обычно я ориентируюсь прямолинейно, как паровоз, на нравится-не нравится, будь это античная вышивка, современная классика или экспериментальные опыты. Но в современной вышивке меня неизменно очаровывает умение и готовность людей перешагнуть через наезжанные рельсы и из привычных вещей сделать что-то непривычное.

Ниже вы найдете работы нескольких современных авторов, чье творчество мне кажется достойным внимания!

Michelle Kingdom

 

Lauren DiCioccio

 

Laura McKellar

Baobap Handmade

Danielle Clough

Share: